
ЧАСТЬ 1. КАК ВЫБИРАЮТ БИЗНЕС-ШКОЛУ?
Стремление к профессиональному развитию естественно. Каждый выбирает для себя удобный и действенный способ повышения квалификации. Для руководителей и собственников бизнеса одна из самых приемлемых возможностей качественно улучшить и систематизировать свои знания и практические навыки в управлении – это получить бизнес-образование.
Программы MBA (Master of Business Administration) – по-прежнему наиболее известная и востребованная форма бизнес-образования. Популярность МВА велика: по всему миру на этих программах учатся миллионы слушателей, а ведущие деловые издания ежегодно составляют собственные рейтинги бизнес-школ. Сегодня в Украине в списке «ТОП-100 лучших топ-менеджеров страны» лишь около 5% руководителей получили отечественный диплом МВА, хотя многие факты свидетельствуют о преимуществах именно такого образования.
Выяснить, какие бизнес-школы более всего привлекают внимание украинцев, определить факторы, влияющие на выбор конкретной программы, а также узнать, какие результаты дает руководителям бизнеса украинское бизнес-образование – такова цель исследования, проведенного МВА Field совместно с Rеputation Capital Group.
Исследование полагается на мнение 242 выпускников (98%) и участников программ (6%) отечественных бизнес-школ, а именно: Международного института менеджмента (Бизнес-школа МИМ-Киев), Международного института бизнеса (МИБ), Киево-Могилянской бизнес-школы (kmbs), Киевской Бизнес Школы (KBS), Львовского института менеджмента (ЛИМ) и других.
В этой части результатов исследования – критерии, которыми респонденты руководствовались при выборе учебного заведения и программы МВА в Украине. Вторая часть отображает оценку, даную самими выпускниками знаниям и навыкам, приобретенным во время обучения в бизнес-школе, и степень оправдания их ожиданий.
ВЫПУСКНИКИ БИЗНЕС-ШКОЛ – КТО ОНИ?
По возростному показателю в данном исследовании самая малочисленная группа респондентов – выпускники в возрасте до 25 лет (2,8%). Немного больше участников в возрасте 41-45 лет и старше 46 лет (13,2% и 8,6% соответственно). Большинство опрошенных выпускников бизнес-школ представляют возрастную категорию от 26 до 40 лет – 75,2% (26-30 лет – 22,4%, 31-35 лет – 27%, 36-40 лет – 25,8%).
В исследуемой группе преобладают мужчины (56,6%). Немного меньше представительниц прекрасного пола (43,4%). В отношении профессионального статуса среди опрошенных участников МВА-программ самой многочисленной группой оказались руководители структурных подразделений компаний (28,9%). Вторыми по численности стали топ-менеджеры крупных и средних компаний (24,8%), третьими – владельцы бизнеса и предприниматели (21,5%). Намного меньше бизнес-образование привлекает квалифицированных специалистов: среди выпускников бизнес-школ их всего 7,0%.
Вопреки распространенному убеждению, что для поступления в бизнес-школу необходимо экономическое образование, лишь для трети выпускников (29,8%) такое образование является базовым. Для второй трети участников опроса первое высшее образование – техническое и гуманитарное (15,7% и 15,3% соответственно). Среди остальных большинство изучало медицину (9,5%), IT-технологии (8,7%), физико-математические (6,6%) и естественные (3,3%) науки. Самой малочисленной группой оказались владельцы дипломов по культурологии и сельскому хозяйству.
БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЕ В УКРАИНЕ ИЛИ ЗА РУБЕЖОМ?
По данным исследования, лишь небольшая часть украинских руководителей рассматривает возможность получения бизнес-образования за границей. Это – всего треть опрошенных (30,2%).
Более других склоняются к поступлению на зарубежные программы МВА топ-менеджеры, владельцы бизнеса и предприниматели. Большинство тех, кто рассматривал возможность учебы за границей, в итоге остановили свой выбор на Международном институте бизнеса (МИБ).

КАКИЕ УКРАИНСКИЕ БИЗНЕС-ШКОЛЫ НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫ?
Выбор программы обучения – первый, и один из самых важных этапов. Взвешенная и верная оценка предлагаемых вариантов необходима для достижения желаемых целей и эффективного вложения денежных средств. При многообразии существующих программ, будущие слушатели МВА хорошо информированы о деятельности лидеров рынка и осуществляют свой выбор преимущественно между ними.
Самыми известными украинскими школами бизнеса оказались Киево-Могилянская бизнес-школа (kmbs) и Международный институт менеджмента (МИМ-Киев). Об их деятельности знают 94% опрошенных. В число лидеров по данному параметру попали также Международный институт бизнеса (МИБ) и Эдинбургская бизнес-школа в Украине – о них слышали 66,1% и 47,5% участников МВА-программ. Еще меньше респонденты осведомлены о деятельности Киевской (KBS), Львовской (LvBS) и Московской (MBS) бизнес-школ (40,9%, 40,9% и 39,3% соответственно). Узнаваемость брендов остальных бизнес-школ, представленных в Украине, располагается на уровне 23,6% (IBR) и ниже.
В конечном счете, в центре внимания абитуриентов МВА, как правило, оказываются программы трех бизнес-школ: kmbs (70,2%), МИМ-Киев (60,7%) и МИБ (26,4%). Именно их чаще всего рассматривают как возможное место обучения.
С ЧЕМ СВЯЗАН ИНТЕРЕС К КОНКРЕТНОЙ БИЗНЕС-ШКОЛЕ?
Киево-Могилянская бизнес-школа популярна во всех возрастных группах, кроме группы старше 46 лет. Эта категория слушателей больше внимания уделяет проектам Бизнес-школы МИМ-Киев (71,4%) и в немного меньшей мере интересуется Международным институтом бизнеса (9,5%).
Интерес к конкретным программам во многом зависит от сферы деятельности и занимаемой должности. К программам kmbs и МИМ-Киев обращаются преимущественно руководителей крупных и средних компаний. Киевской бизнес-школой (KBS) и Бизнес-школой Львовского института менеджмента (ЛИМ) чаще всего интересуются руководители небольших компаний, а программами LvBS – частные предприниматели. Деятельность Международного института бизнеса (МИБ) в равной степени рассматривают все группы абитуриентов.
Наибольшую целеустремленность в выборе альма-матер демонстрируют студенты kmbs. Лишь половина из них рассматривала в качестве возможного места учебы МИМ-Киев, а 23,8% – МИБ. Студенты, остановившиеся на двух последних бизнес-школах, как правило, использовали более широкий спектр поиска. 69,4% участников программ Международного института менеджмента (МИМ-Киев) рассматривали возможность поступления в Киево-Могилянскую бизнес-школу. Каждый пятый детально изучал предложение Международного института бизнеса. Также в сферу интересов студентов МИМ-Киев попала Киевская бизнес-школа – ее упомянули 9% опрошенных.
Нелегким оказался выбор для студентов Международного института бизнеса (МИБ). 73,8% из них серьезно задумывались о поступлении в kmbs, около 60% – в МИМ-Киев. Немногим менее 10% респондентов рассматривали возможность получения степени МВА в Эдинбургской и Киевской бизнес-школах.
Любопытно, что больше остальных открытыми к различным вариантам обучения оказались абитуриенты, находящиеся в официальном браке. Именно они рассмотрели самый широкий спектр бизнес-школ перед поступлением.
СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАНИМАЕТ ПРОЦЕСС ВЫБОРА?
Вопреки распространенному мнению, выбор бизнес-школы не является для абитуриентов сложной задачей. Около 70% определились в течение шести месяцев. И только выбор 15,7% респондентов длился дольше – до одного года.
Сложнее других определиться было представителям области IT и медицины. Для 16,7% и 12,5% работников этих отраслей процесс занял более двух лет.

ЧТО ПОВЛИЯЛО НА ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВЫБОР МЕСТА УЧЕБЫ?
Главным основанием для окончательного выбора бизнес-школы являются хорошие рекомендации, услышанные от знакомых (56,6%). Меньшее значение имеет удобный формат обучения (39,7%). Только после оценки этих факторов соискатели обращали внимание на содержание программы (34,3%) и авторитет преподавателей (30,2%). Значительно менее важны, по мнению слушателей курса МВА, наличие международных аккредитаций (19,4%), стоимость обучения (17,8%), разделение миссии и ценностей школы (14%).
Выбирая место учебы, мужчины обращали больше внимания на рекомендации знакомых, наличие школы в рейтингах, выдачу международных дипломов и миссию школы. Женщины, в свою очередь, чаще полагались на содержание программ и уровень преподавателей, условия обучения и его стоимость.
Мнение опытных знакомых, условия обучения и активность работы школ с выпускниками больше всего беспокоили абитуриентов в возрасте 20-25 лет. Содержанием программ, форматом и стоимостью обучения прежде всего интересовались люди в возрасте 31-35 лет. Наличие международных аккредитаций и предоставление зарубежного диплома оказалось крайне важным для 36-40-летних. На миссию и ценности, а также возможность стажировок в международных компаниях чаще других обращали внимание студенты, чей возраст старше 46 лет.
Если говорить о профессиональном статусе, на рекомендации друзей при выборе бизнес-школы полагались владельцы бизнеса, наличие международных аккредитаций особенно волновало квалифицированных специалистов, присутствие школы на высоких позициях в рейтингах и предоставление зарубежного диплома – временно не работающих, на содержание программ особое внимание обращал топ-менеджмент компаний. Уровень преподавательской школы чаще остальных интересовал индивидуальный бизнес, в то время как для частных предпринимателей, имеющих наемный штат, чрезвычайно важным являлось наличие комфортных условий обучения и его стоимость.
Для студентов и выпускников Киево-Могилянской бизнес-школы определяющими факторами при выборе места учебы стали миссия и ценности школы (57,1%), формат обучения (47,6%) и рекомендации знакомых (42,9%). Абитуриенты, отдавшие предпочтение МИМ-Киев, в первую очередь обращали внимание на опыт знакомых (71,6%), содержание программы (38,8%) и форму обучения (32,8%). Три фактора, которые больше остальных интересовали участников программ Международного института бизнеса: наличие международных аккредитаций (54,8%), мнение друзей (47,6%) и диплом зарубежного образца (45,2%). Из всех факторов самым незначительным для выпускников всех трех школ оказался уровень презентации программ.
ЧТО ВЫПУСКНИКИ РЕКОМЕНДУЮТ АБИТУРИЕНТАМ ДЛЯ УСПЕШНОГО ВЫБОРА БИЗНЕС-ШКОЛЫ?
Самыми важными факторами, на которые следует опираться при выборе бизнес-школы, по мнению их выпускников, являются уровень преподавателей, содержание программ и рекомендации предыдущих выпусков. Кроме того, были отмечены возможности для нетворкинга и обновления знаний, а также удобная форма обучения. Выпускники советуют менее всего обращать внимание на наличие у школы побед в рейтингах, предоставление зарубежного диплома и комфортность условий обучения.

С КАКИМИ ЦЕЛЯМИ ИДУТ В БИЗНЕС-ШКОЛУ?
Абсолютное большинство участников опроса пошло учиться, чтобы получить навыки управления и прикладные знания в сфере бизнеса (91,3%). В то же время, 33,9% опрошенных ставили себе целью завести полезные деловые контакты. Примечательно, что лишь для 18,2% выпускников бизнес-школ диплом МВА стал необходимым условием для карьерного продвижения. Данный фактор имеет наибольшее значение для аудитории в возрасте от 30 до 40 лет. В других возрастных категориях важность получения диплома для успешного продолжения карьеры отметило меньшинство респондентов.
В то же время, стремление завести полезные деловые контакты в ходе обучения существенно для участников программ в возрасте 20-25 и 41-45 лет. Лучшей формой для инвестиции его склонны считать представители самой молодой возрастной категории.
Чаще всего обучение называли необходимым условием для построения успешной карьеры заместители руководителей компаний (31%), а также представители области здравоохранения (62,5%). Число желающих получить благодаря программе практические навыки управления бизнесом одинаково велико (88% и более) во всех группах – независимо от занимаемой должности. Частные предприниматели чаще всего считают обучение в бизнес-школе наилучшей возможностью наладить деловые контакте и замечательной инвестицией. К полезным связям также стремятся представители IТ-отрасли и государственные служащие.
РЕЗЮМЕ. КАК ВЫБИРАЮТ БИЗНЕС-ШКОЛУ В УКРАИНЕ?
Выбор оптимальной программы бизнес-образования – ответственный процесс, требующий оценки многих факторов. Вместе с тем, согласно результатам исследования, украинцы справляются с этой задачей довольно быстро – оценивая предложения нескольких самых популярных учереждений, абитуриенты определяют оптимальную для себя программу обычно в течении полугода.
Несмотря на высокую степень осведомленности о возможных вариантах обучения, наибольший интерес у абитуриентов вызывают Киево-Могилянская бизнес-школа, МИМ-Киев и Международный институт бизнеса.
Главным фактором при выборе бизнес-школы являются рекомендации знакомых и коллег, имеющих опыт участия в МВА-программах. Не менее трети респондентов считают важным удобную форму обучения, а также содержание программы и авторитет преподавателей. Именно эти составляющие должны сделать процесс обучения эффективным и способствовать скорейшему достижению поставленных целей. Вопреки распространенному убеждению, бизнес-образование является необходимым условием для повышения по работе всего лишь для одного из пяти соискателей. Более трети участников программ рассчитывают наладить полезные деловые связи. Для абсолютного большинства опрошенных – более 91% – степень МВА должна обеспечить навыки управления и практические знания в сфере бизнеса.
Во второй части исследования вы узнаете, в какой степени оправдываются ожидания участников МВА-программ.
(с) MBA Field, Rеputation Capital Group, 2013. Этот материал – полностью или частично – не может быть использован без ссылки на владельцев авторского права.
Справка об исследовании:
Организаторами исследования, проводившегося с 1 октября по 9 ноября 2012 г., выступили компании MBA Field и Rеputation Capital Group. Технический партнер – KSR Interactive. В опросе приняли участие 242 выпускника учережедний, предоставляющих услуги системного бизнес-образования. Большинство респондентов завершили обучение в 2010-2012 годах (61,4%); а 6,2% участников исследования на момент опроса еще продолжали учебу в бизнес-школе.
В опросе приняли участие выпускники следующих бизнес-школ: Бизнес-школа МИМ-Киев (55,4%), Международный институт бизнеса (МИБ) (17,4%), Киево-Могилянская бизнес-школа (kmbs) (9,5%); Остальные 17,7% опрошенных являются выпускниками других бизнес-школ Украины: Львовской бизнес-школы Украинского католического университета (LvBS), Киевской бизнес-школы (KBS), Бизнес-школы Львовского института менеджмента (ЛИМ), Московской бизнес-школы (MBS), Института международных деловых отношений (IBR), Эдинбургской бизнес-школы в Украине, Sheffield University, Высшей школы бизнеса и менеджмента (gsbm), Бизнес-школы Киевского института бизнеса и технологий (КИБИТ), Open University-LINK (OU-LINK).
Организаторы исследования:
МВА Field – независимый эксперт и навигатор в бизнес-образовании. На сайте проекта можно найти объективную информацию о программах, преподавателях и деятельности бизнес-школ Украины.
Rеputation Capital Group – партнер компании Reputation Institute, мирового лидера в области исследования репутации.